Вторник, 18.02.2020, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 15
Наконец, в летописи появляется концепция о «повынесенном» царстве — о призвании варягов, концепция, которая корреспондирует, как я отмечал выше, с другими западными аналогами на этот счет.
Думается, совершенно прав Д. С. Лихачев, отметивший, что легенда о призвании варягов складывалась как антивизантийская версия создания древнерусского государства, наполненная национальным суверенитетом. Причем в летописи отмечена именно сзобода выбора Русью своего властелина из числа варягов, как и ранее, в XI в., подчер­кивалась свобода выбора Владимиром веры. В начале XII в. эти же политиче­ские мотивы продолжали доминировать в умах древнерусских политиков.
Они по-прежнему, как и во время Ярослава — Илариона, противились византий­ской концепции, согласно которой, русская государственность была в религиоз­ном и политическом смысле зависима от Византийской империи. Митрополиты-греки, являлись в Киеве проводниками этой концепции.
«Норманская теория» печерских монахов была теорией антигреческой. Это было тем более удобно, что за фактом «призвания», возможно, стояли исторические реалии, когда пе­редравшаяся Русь пригласила в качестве князя нейтрального человека, военно­го вождя, охранный меч северорусских земель.
В XII в. варяжский Север был политически уже не опасен Руси. С варягами со времен Олега были устроены мирные и союзные отношения. Варяжские отря­ды исправно несли военную службу, оплаченную золотом, в рядах русских войск.
«Повынесение» династии именно из Прибалтики было в реальной истори­ческой обстановке вполне оправданным. Было оно и идеологически выгодным для интерпретаций летописцами этого события. Для прямой связи с римским политическим наследием здесь недоставало сущего пустяка — изобретения Пруса: «сродника» императора Августа, предка Рюрика,— Пруса, который появился в сочинениях XV—XVI вв. и связал всю цепь.
Так, в Древней Руси с опорой на политическое и духовное наследие Рима по существу были заложены основные концепции, которые затем стали возрож­даться с началом объединения русских земель в XIII—XIV вв. и ярко расцвели уже в XV—XVI вв.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 1531 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика