Пятница, 25.09.2020, 23:28
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 13
Культ апостола Андрея находит на Руси XI в. такое же широкое распро­странение, как и культ римского святого Климента, чьи мощи Владимир вывез из Херсонеса, куда они попали опять же из Рима. Эти мощи откопал в IX в. Мефодий и доставил в Рим. В Херсонес же они были привезены римскими послами, которые, как можно предположить, прилагали в 989 г. настойчивые усилия при­вязать Киев к своей церковной и политической колеснице.
Высоко подняв культ Климента на Руси, Владимир, а затем и другие великие князья вежливо отклонили непосредственные западные политические и церков­ные притязания.
В Повесть временных лет, как и в ранние сочинения XI в., прочно вводится линия Ольги и матери Константина, Елены: оказывается, Ольга получила в кре­щении имя Елены, «яко же и древняя царица, мати Великого Костянтина». О Владимире там говорится с патетикой: «Се есть новый Костянтин великаго Рима, иже крестивъся сам и люди своя: тако и съ створи подобно ему».
Кон­стантин здесь преподносится как римский император, а не как основатель новой столицы, нового царства на Востоке. Заметим, что летописец четко разделяет такие понятия, как конкретные попытки римской курии оказать на Русь полити­ческое влияние и духовное родство Киевского государства с римской государст­венной и церковной первоосновой. От первого Русь отгораживается, второе пол­ностью признает.
Из летописи и других источников, в частности западных, мы узнаем, что Русь имела с Римом неоднократные политические и церковные контакты, что порой влияние римской церкви либо непосредственно, либо через немецкую церковь было весьма невелико.
Так было, когда Ольга направила посольство на Запад и в Киеве появился епископ Адальберт; так было во времена Ярополка, когда Русь принимала у себя римских послов и сама ссылалась посольствами с не­мецкими землями; так было во время появления римского посольства в Херсонесе в 989 г., в разгар войны между Русью и Византией; так было, наконец, в пе­риод усиления римского, немецкого, польского влияний в результате заключения браков русских наследников престола с представительницами западнославян­ских (католических) земель — при Святополке Владимировиче, Изяславе и Святославе Ярославичах, да и позднее.
Но во всех этих случаях Русь уверенно отводила все попытки римской курии, немецких императоров, польских королей, западного духовенства привлечь ее на свою сторону, ввести в кильватер своей политики, своих церковных притя­заний.
Был изгнан в 961 г. из Киева немецкий епископ Адальберт; потерпел крах Ярополк вместе со своими проримскими симпатиями; немецкий епископ Рейнберн, подвигавший Святополка на сопротивление отцу — князю Владимиру, оказался в темнице.
Печерский монастырь, Феодосии и другие столпы русского православия резко обличали в латинстве великого князя Святослава Ярославича. Киев не желал римского духовного влияния и оставался верен своей ви­зантийской церковной первооснове. Избегала Русь и слишком большой привя­занности к западным политическим интересам, соблюдая во все годы факти­ческий нейтралитет между Западом, Римом, Германской империей и Визан­тией.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика