Понедельник, 23.04.2018, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 1
Автор: А. Н. САХАРОВ
 
ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РИМА В ИДЕОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
 
Первая треть XVI в. ознаменовалась для Московского государства появлени­ем и развитием ряда политических концепций, цель которых заключалась в том, чтобы идеологически обосновать новое место Москвы среди русских земель, новое место России в кругу европейских стран, новое значение русской право­славной церкви среди других православных церковных организаций.
То было время, когда единое Русское государство, сложившееся к концу XV в., быстро набирало силы. Разгромлены децентрализаторские силы, сокру­шены старинные противники в борьбе за первенство на Руси — Новгород, Тверь и др. Замолк вечевой колокол последнего оплота сепаратизма — Пскова.
Русь, наконец, сбросила изнурительное ордынское иго и предстала перед изум­ленной Европой как могучее единое государство, возродив прежние традиции русской государственности. Первые посольства «государя всея Руси» Ивана III двинулись в Западную Европу. Первые западные посольства после длительного перерыва вновь пересекли границы русских земель, неся с собой надежды на участие России в общей борьбе европейских стран против страшной опасности со стороны Османской империи.
Но то было лишь начало. Единство и централизация России были еще шат­кими, и время Ивана Грозного это воочию подтвердило. Россия была отрезана от своих древних выходов к Балтийскому и Черному морям. Ее значительные земли были в руках Польско-Литовского государства, Ливонского ордена, Швеции.
С юга постоянно грозили крымские татары и вставшая за ними Осман­ская империя. Европа не спешила устанавливать регулярные и равноправные политические и экономические отношения с новым соседом, предпочитая лишь использовать Москву в своих интересах и ничего не давая взамен — ни реальной поддержки в борьбе за дальнейшее собирание русских земель и выход к морям, ни признания высокой русской государственной титулатуры, на которой настаи­вали русские монархи, ни церковного первенства перед лицом захвата иноверца­ми других православных земель, Константинополя и фактического пленения их церковных лидеров.
В этих условиях в России, в Москве все более ощущалась острейшая потреб­ность поддержать политический суверенитет внутри страны, утвердить междуна­родный суверенитет, поднять внешнеполитический престиж и государства, и цер­кви. Русские церковные деятели имели и свою цель — обеспечить пальму пер­венства в мировом православии, которое, казалось бы, по праву должно принад­лежать России после гибели Византийской империи и падения власти византий­ских императоров, стоявших во главе византийской православной церкви. Рус­ское государство и церковь шли в этих вопросах в XV—XVI вв. рука об руку.


.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 1399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика