Понедельник, 24.09.2018, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Святой ч. 9

И в литературе специалисты распределились по четырем версиям: византий­ская, болгарская, моравская, римская. За каждой стоят какие-то данные и аргументы, ни одна не может быть просто отбро­шена. А означает это, что вопрос должен быть поставлен иначе: почему шла борьба за Владимира и какие общины стояли за претендентами. И выявляется, что ко времени кре­щения Владимира на Руси было несколько разных христиан­ских общин. В самой Византии боролись и сосуществовали разные трактовки христианского вероучения.
Так, в Корсуне всегда сохранялась своя специфика, что сближало в ряде случаев корсунцев с западными христианами (культ Климен­та, папы Римского, Мартина и др.). Какая-то группа черно­морских русов приняла крещение уже около 867 г., а митро­полия константинопольского подчинения известна здесь, по крайней мере, с начала X в. Эти русы оказывались как бы под двойным влиянием: из Константинополя, и из Корсуня.
Оль­га крестилась в Константинополе, но за миссионерами напра­вила послов в Германию. Массовое переселение из Моравии фиксируется обширным археологическим материалом сере­дины X в. (следствие разгрома Моравии венграми). Но само моравское христианство было весьма неоднородным. Здесь сосуществовали ирландские общины, арианские, ориентиро­ванные на антиохийское патриаршество, на Рим, на Герма­нию.
В свою очередь, варяги с южного берега Балтики также ориентировались на разные церковные центры: ирландско-британскую церковь, Германию, Моравию и даже Византию. И все эти течения в раннем русском христианстве отрази­лись, причем византийское влияние больше ощущалось в Новгороде, нежели в Киеве.
Достаточно сказать, что киев­ская летопись, несмотря на неоднократные переработки, со­хранила арианский символ веры. А арианами на протяжении многих столетий были готы, лангобарды, руги-русы подунайские (по крайней мере, до ХП в. остававшиеся таковыми). Самого просветителя славян Мефодия римская церковь об­виняла в арианстве на протяжении ряда столетий после его смерти. (Поэтому к лику святых он был причислен лишь в 1380 г. — через пять столетий после кончины).
Византийской версии обычно противостоят два факта: от­сутствие сведений о крещении Руси при Владимире в гречес­ких источниках и появление митрополии константинополь­ского подчинения в Киеве лишь полвека спустя после креще­ния Владимира. К этому можно было бы добавить, что и русские источники, современные событиям христианизации Руси, мало уделяли этому внимания, хотя в конце X в. и составлялся первый значительный труд по истории Руси. И это не случайно. «Выбор веры», которому уделено большое внимание и в летописи, и во внелетописных сочинениях XI в., предполагал не озарение свыше, а прагматический полити­ческий выбор, обсуждавшийся с боярами и дружиной.
Само сопоставление разных религий не предполагает религиозно­го экстаза. И конечно, князь, весьма ревниво относившийся к возможности какого-либо влияния извне, не мог допустить подчинения вновь создаваемой церковной организации лю­бым внешним центрам. И в ранней русской церкви весьма заметны черты «демократических» течений в христианстве, не претендовавших на первенство «священства» перед свет­ской властью.






Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика