Понедельник, 23.04.2018, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Святой ч. 8

Следующее божество — Хорc, бог солнца, популярный, видимо, у южных русов, и по имени, и по функциям близок аналогичным божествам индоарийского круга племен и на­родов. Даждьбог, скорее всего, главное из собственно славян­ских божеств. Стрибог и Симаргл опять-таки ведут к индоарийскому ареалу, хотя следует считаться и с урало-угорс­ким компонентом. Мокош — авторитетное женское божество славян этимологически тоже как будто связано с северны­ми урало-угорскими языками.
Загадочным остается отсутст­вие в пантеоне второго из главных русских богов — Велеса. Он обычно следовал за русскими дружинами в их походах наряду с Перуном в качестве покровителя торговли и богат­ства. Возможно, в этом сказались обстоятельства только что отгремевшей кровавой распри. Но Белее в Киеве, судя по «Слову о полку Игореве», весьма почитался, тогда как Перун, похоже, так и не вышел за пределы дружины (в «Слове» он даже не упомянут).
Реформа Владимира имела явно антихристианскую на­правленность. Есть мнение, что Ярополк либо был христиа­нином, либо склонялся к нему. Так или иначе, христиане, которых немало было в Киеве со времен Игоря (видимо, это были эмигранты из Моравии), должны были поддерживать
Ярополка хотя бы из явной расположенности Владимира к язычеству. На южном берегу Балтики в это время назревало мощное восстание против христианства, которое разрази­лось в 983 г. и привело почти к повсеместному восстановле­нию язычества и изгнанию христиан (в том числе и славян-христиан). Именно эта антихристианская атмосфера пропи­тывала и дух языческой реформы Владимира.
В том же 983 г. на Руси появились первые мученики-христиане. Реформа язычества сопровождалась привнесением обычая человече­ских жертвоприношений, отсутствовавшего у славян, но из­вестного у некоторых групп русов. Жребий пал на юношу христианина, сына варяга-христианина. Отец вступился за сына и был вместе с ним убит. В позднейшей традиции отме­чалось, что первая церковь Богородицы — Десятинная была построена Владимиром именно на крови варягов. Этим Вла­димир как бы стремился искупить вину, обратившись в хри­стианство.
Реформа явно не удалась, поскольку объединить разноха­рактерное язычество в условиях довольно острых социаль­ных и межэтнических противоречий было практически невоз­можно: в языческих верованиях не было для этого каких-либо рычагов. В Киеве, где уже по крайней мере полвека мирно уживались язычники и христиане (это видно и по летописям, и по могильникам моравского типа, где хоронили и христиан, и язычников), «северные» привнесения казались чуждыми. И резкий поворот Владимира — не столько его инициатива, сколько дань настроениям ближайших его подданных.
Крещение Руси — тема, запутанная уже в источниках первого и второго поколения после Владимира, а вслед за источниками ее еще более запутали в историографии. Лето­писец, сводивший разные материалы примерно столетие спустя после крещения, помимо отстаиваемой им «корсунской» версии, знал «киевскую», «василевскую» и какие-то не определенные им («иные инако скажут»).




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика