Суббота, 21.07.2018, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Святой ч. 4

Летописец сообщает любопытную деталь: дабы византийцы не догадались о размерах потерь русов, Святослав, предло­жив мирные переговоры, «10 тысяч прирече». И действитель­но, византийские источники числили в дружине Святослава 22 тысячи, на которые было выдано по две меры хлеба «на дорогу». Не исключено также, что намерение князя остаться на Дунае далеко не всем понравилось.
Так, уже упоминав­шийся Свенельд ушел к Киеву на конях, в то время как Святослав с частью дружины отправился морем на ладьях. Проведя зиму в Белобережье у устья Днепра, где, судя по всему, имелись какие-то славянские поселения, возможно и не входящие в состав Руси Киевской, он весной двинулся вверх по Днепру и погиб, попав в засаду, устроенную печене­гами. В истории этой много загадочного, но похоже Киев не стремился оказать помощь своему бывшему князю, а лето­писцы, воспевая его храбрость, осуждают его за пренебреже­ние интересами своей земли.
Летописец,в связи с набегом на Киев печенегов в 968 г., приписывает киевлянам слова: «Чу­жих желая, своих погуби». Эти же слова, по позднейшим летописям, будут начертаны на кубке, сделанном печенегами из черепа киевского князя.
Хронология летописных записей о событиях X в. чрезвы­чайно запутанна из-за соединения в позднейшем своде тек­стов, ориентированных на разные космические эры: констан­тинопольскую (5508 лет от «сотворения мира» до Рождества Христова), старовизантийскую (5504 года или 5505 лет), антиохийскую (5500 лет). Первоначально, по-видимому, преоб­ладали именно старая византийская и антиохийская, тогда как константинопольской пользуются в основном уже авто­ры XI столетия, когда в Киеве утверждается митрополия константинопольского подчинения.
Из-за хронологической путаницы и период от гибели Святослава (972 г.) до вокняжения Владимира в Киеве определяется периодом от пяти до восьми лет. Похоже, что к моменту гибели князя сыновья его были в отроческом возрасте и находились под влиянием сво­их бояр и воевод. Намек на активную роль Свенельда в разжигании усобицы между княжившим в Киеве Ярополком и Олегом Древлянским сохранила летопись.
Свенельд сам при Игоре получал древлянскую дань и, видимо, искал слу­чая вновь вернуть такое право. Здесь, охотясь в древлянских лесах, погиб сын Свенельда Лют, и именно Свенельд побу­дил Ярополка идти против своего брата, который и был убит в усобице.
После этой усобицы имя Свенельда исчезает из летопис­ных рассказов, и летописец, обращаясь к своим читателям, лишь напоминает, что это «отец Мистиши». Когда-то о нем, видимо, знали все, теперь же можно понять только то, что летописец был из поколения Мистиши, а события 70-х годов отошли в прошлое вместе с их главной фигурой — Свенельдом. Можно предположить, что Свенельд же побуждал юно­го князя идти на Новгород. Владимир бежал «за море», а в Новгороде появились «посадники» Ярополка. (Сам он там вряд ли появлялся.) Владимир через два года возвратился в Новгород с наемными варягами и восстановил свою власть.




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика