Суббота, 20.10.2018, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Святой ч. 11

Из летописи следует, что Владимир в церковных делах советовался с «епископами». С учреждением митропо­лии роль ближайшего советника князя перешла, естественно, к митрополиту. Ирландская традиция выше епископов стави­ла настоятелей монастырей и особо чтимых храмов. Скажем, на территории нынешней Австрии, где все монастыри были основаны ирландскими миссионерами, отдельной епархии вообще не было. И на Руси главный храм Киева времени Владимира — Десятинная церковь Богородицы возглавляется настоятелем Анастасом, фактически распоряжавшимся всей церковной казной. Не был епископом и Ефрем, в течение ряда лет в 30-е годы XI в. возглавлявший новгородскую церковь.
Не был, наконец, епископом и знаменитый Иларион. В митро­политы в 1051 г. он был возведен советом епископов прямо из пресвитеров. Но он, очевидно, был из тех пресвитеров, кото­рые фактически возглавляли русскую церковь.
Принятие христианства — религии, основанной на глубо­кой письменной традиции, потребовало, естественно, созда­ния условий для подготовки собственных кадров. Летопись сообщает об открытии особых училищ, куда отроков направ­ляли не всегда добровольно («матери плакали о них... как о мертвых»). Христианство потребовало письменного же раз­межевания светской и церковной юрисдикции.
В средневеко­вых юридических сборниках сохранились «княжеские уста­вы» и «уставные грамоты», оформляющие такое размежева­ние. Естественно, что первым в этом ряду идет «Устав князя Владимира о десятине, судах и людях церковных».
Но оказы­вается, что «Устав» этот был сочинен почти два столетия спустя, видимо в Ростове, греческий и прогреческий клир которого яростно боролся против владимирского князя Анд­рея Боголюбского, пытавшегося учредить особую митропо­лию с центром во Владимире. В данном документе появляет­ся патриарх. Это патриарх Фотий, который около 867 г. объявил о крещении росов (конечно, причерноморских).
Здесь в качестве первого митрополита называется в разных редакциях либо Михаил, либо Леонтий. Но Михаил известен также по данным IX в., а Леонтий — «митрополит из Преславы, что в России», автор послания «об опресноках», жил не ранее середины XI в. и представлял, видимо, нижнедунай­скую «Росию» (ту самую, на которую будет претендовать русский митрополит Киприан в конце XIV в). В итоге в «Уста­ве» ко времени Владимира можно отнести только раздел о «десятине» — западном церковном институте, известном в такой же форме и западным славянам.
А в летописи сохранились глухие указания на то, что вокруг княжеских установлений шла борьба. Славянское и русское право не знало смертной казни не только за воровст­во, но и за убийства («кровная месть» оказывалась как бы за границами письменного законодательства). Какие-то еписко­пы потребовали от Владимира, чтобы он «казнил разбойни­ков», поскольку «умножились разбои».



. Быстрая замена замков в металлических дверях тут.


Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика