Четверг, 19.04.2018, 16:21
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Святой ч. 10

В источниках запутан вопрос и о месте, и о дате крещения Владимира. Видимо, самая ранняя версия отражена в извле­чении из летописи в составе «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова мниха, жившего в середине XI в. В извлечении кратко упомянуты события конца X в., и, видимо, восходят они к одной из редакций составлявшейся тогда летописи. Ранняя летописная форма проявляется здесь в том, что события да­тируются в рамках отдельных княжений без абсолютных дат (таковые в некоторых случаях проставлены, видимо, самим Иаковом мнихом).
По этой версии Владимир крестился за два года до похода на Корсунь. Похоже именно эта версия в первую очередь отвергалась летописцем, настаивавшим на крещении Владимира в Корсуне.
На корсунской версии настаивал летописец, близкий Де­сятинной церкви Богородицы — главной в эпоху Владимира. В этой церкви и около нее размещались святыни и просто скульптуры и украшения, вывезенные Владимиром из кор-сунского похода. В церкви служил клир во главе с Анастасом, приглашенным или вывезенным из Корсуня. Именно сюда, в частности, поступила голова святого Климента.
Его могила была открыта Кириллом-Константином во время посещения Корсуня в 861 г., а культ был распространен на западе Евро­пы и при участии самого Кирилла также в подунайских сла­вянских землях (Кирилл захватил с собой часть мощей Климента, которые в конечном счете оставил в церкви св. Климента в Риме).
Именно церкви Богородицы Владимир передал «десятину» — право сбора со всех видов государ­ственных доходов. И именно за право на эту «десятину» во второй половине XI в. боролся летописец, вводивший рассказ о крещении «корсунскую легенду». А к этому времени были и иные церковные центры, прежде всего митрополия с по­строенным полвека спустя храмом Софии.
У Десятинной церкви в числе главных аргументов корсунской версии было и то, что Владимир был захоронен в ней и туда были перенесены останки Ольги. Но обстоятельства похода Владимира на Корсунь, видимо, не поднимали ни авторитет князя, ни авторитет корсунского клира храма. Дело в том, что Владимир, по-видимому, поступил так, как и позднее нередко поступали русские (и нерусские) князья. Часто встречаемые в летописях осуждения князей (враждеб­ных «своему») за «ободрание» церквей на самом деле были не «святотатством», во всяком случае не воспринимались так самими виновниками. Речь обычно шла о вывозе святынь из «чужого» храма в свой. Вполне вероятно, что сам поход на Корсунь был вызван нарушением каких-то соглашений со стороны Византии. Но князь-неофит мог ставить и вполне прагматическую задачу: обеспечить новую веру кадрами священослужитедей. Вполне вероятно, что в этом плане на Корсунь указывали и переселенцы из Моравии: культ Кли­мента соединял подунайских славян — Корсунь и Русь, и в Корсуне, тесно связанном со славянским миром и русами Причерноморья, нетрудно было найти служителей, знако­мых со славянскими языками.
В первоначальной организации церкви на Руси заметно переплетение черт арианства и бритто-ирландской христиан­ской традиции. В арианской церкви никакой централизации не было и отдельные общины управлялись выборными епис­копами.




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика