Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Владимир Святой ч. 10В источниках запутан вопрос и о месте, и о дате
крещения Владимира. Видимо, самая ранняя версия отражена в извлечении из
летописи в составе «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова мниха, жившего в
середине XI в. В извлечении кратко упомянуты события конца X в., и, видимо,
восходят они к одной из редакций составлявшейся тогда летописи. Ранняя
летописная форма проявляется здесь в том, что события датируются в рамках
отдельных княжений без абсолютных дат (таковые в некоторых случаях проставлены,
видимо, самим Иаковом мнихом).
По этой версии Владимир крестился за два года до
похода на Корсунь. Похоже именно эта версия в первую очередь отвергалась
летописцем, настаивавшим на крещении Владимира в Корсуне.
На корсунской версии настаивал летописец, близкий Десятинной
церкви Богородицы — главной в эпоху Владимира. В этой церкви и около нее размещались
святыни и просто скульптуры и украшения, вывезенные Владимиром из кор-сунского
похода. В церкви служил клир во главе с Анастасом, приглашенным или вывезенным
из Корсуня. Именно сюда, в частности, поступила голова святого Климента.
Его могила была открыта Кириллом-Константином во время
посещения Корсуня в 861 г.,
а культ был распространен на западе Европы и при участии самого Кирилла также
в подунайских славянских землях (Кирилл захватил с собой часть мощей Климента,
которые в конечном счете оставил в церкви св. Климента в Риме).
Именно церкви Богородицы Владимир передал «десятину» —
право сбора со всех видов государственных доходов. И именно за право на эту
«десятину» во второй половине XI в. боролся летописец, вводивший рассказ о крещении
«корсунскую легенду». А к этому времени были и иные церковные центры, прежде
всего митрополия с построенным полвека спустя храмом Софии.
У Десятинной церкви в числе главных аргументов
корсунской версии было и то, что Владимир был захоронен в ней и туда были
перенесены останки Ольги. Но обстоятельства похода Владимира на Корсунь,
видимо, не поднимали ни авторитет князя, ни авторитет корсунского клира храма.
Дело в том, что Владимир, по-видимому, поступил так, как и позднее нередко
поступали русские (и нерусские) князья. Часто встречаемые в летописях осуждения
князей (враждебных «своему») за «ободрание» церквей на самом деле были не
«святотатством», во всяком случае не воспринимались так самими виновниками.
Речь обычно шла о вывозе святынь из «чужого» храма в свой. Вполне вероятно, что
сам поход на Корсунь был вызван нарушением каких-то соглашений со стороны
Византии. Но князь-неофит мог ставить и вполне прагматическую задачу:
обеспечить новую веру кадрами священослужитедей. Вполне вероятно, что в этом
плане на Корсунь указывали и переселенцы из Моравии: культ Климента соединял
подунайских славян — Корсунь и Русь, и в Корсуне, тесно связанном со славянским
миром и русами Причерноморья, нетрудно было найти служителей, знакомых со
славянскими языками.
В первоначальной организации церкви на Руси заметно
переплетение черт арианства и бритто-ирландской христианской традиции. В
арианской церкви никакой централизации не было и отдельные общины управлялись выборными
епископами.
|
|