Суббота, 21.04.2018, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Мономах ч. 9

; Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
Культ Бориса и Глеба, помимо косвенной антивизантийс­кой направленности, играл, и внутреннюю роль как фактор, укрепляющий триумвират Ярославичей. Дело в том, что Бо­рис погиб на реке Альте близ Переяславля, т.е. во владениях, позднее полученных Всеволодом, а Глеб княжил в Муроме, вошедшим в, удел Святослава.
Но торжественное перенесе­ние останков братьев в каменную церковь, начатую строи­тельством в Вышгороде Святославом, не привело к созданию единого культа. В «Поучении» Мономаха «святой Борис» упо­минается без имени его мученика-брата. Инициатива нового перенесения захоронения в 1115 г. принадлежала Олегу Свя­тославичу, который построил в Вышгороде новую церковь.
Перезахоронение на сей раз вызвало спор между Олегом и Владимиром о месте его внутри церкви. Олег ссылался на прежний завет Святослава разместить раки в приделе, а Владимир приготовил специальный «серебряный терем» для размещения его в центре церкви. По рекомендации митро­полита и епископов спор разрешили жребием (жребий до­стался Олегу).
Примечательно, что и в 1072 и 1115 гг. перенесение осу­ществлялось 2 мая, в день, не связанный с памятью ни одно­го из погибших братьев. Многие русские христианские праздники как бы наслаиваются на старые, языческие. Оче­видно, был выбран именно такой весенний праздник. И не случайно, что перенесение произошло при огромном стече­нии народа. Соперничество же Переяславля и Чернигова в прославлении братьев (и вместе, и по отдельности) будет продолжаться и позднее.
Главный сюжет «Поучения» Мономаха — круг обязанно­стей князя. Византийская литература много веков развивала эту тему, причем обычно подчеркивались права властителя, императора, который лишь внешне походит на обычного че­ловека, но наделен Господом особым достоинством.
Весьма популярен, в частности, был Агапет, наставлявший в этом направлении Юстиниана в VI в. И Владимир Мономах, естес­твенно, уверен, что власть от Бога. Но он не может вклады­вать в этот тезис такой смысл, который веками воспитывался и у императоров, и у всего византийского населения.
Для Мономаха власть — это именно круг обязанностей. Князь обязан быть во всем примером — ив походах, и в мирском устроении, и в почитании святынь. Он сомневается, что столь жесткие требования будут приняты его сыновьями, а потому оговаривается: пусть примут хотя бы половину.
В то же время ему подобные требования не представляются чрезмер­ными. Призывая к «добрым делам» — покаянию, слезам и милостыне, он поясняет: «Бога ради, не ленитесь, не забывай­те этих трех дел: это не затворничество, не монашество, не голодание, которые иные добродетельно претерпевают, не малыми делами можно добиться милости Божией».






Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика