Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Владимир Мономах ч. 7В 1117
г. Владимир перевел его в Киев в качестве фактического
соправителя. Возможно, что это решение как-то связывалось с ухудшением
здоровья. Вероятно также, 'что именно поэтому он составит поучение своим детям
«на санех седя», т.е. перед отправлением в «последний путь» (умерших по старой
еще языческой традиции к месту погребения отправляли либо в ладье, либо в
санях).
История «Поучения» остается большой загадкой потому,
что сохранилось оно в единственном списке — в Лаврентьевской летописи. Казалось
бы, что такой документ должен был отразиться во всех сводах, составляющихся в
городах, где правили потомки Мономаха.
А он уникален, и это обстоятельство предполагает
какие-то исключительные условия бытования текста «Поучения» и письма к Олегу,
соединенного с ним. Пока удовлетворительного объяснения этих условий нет.
Можно лишь предполагать, что текст был внесен в какую-то летопись, наиболее
близкую Владимиру.
Лишь в Патерике Киево-Печерского монастыря, в основе
которого лежат письма епископа Владимирского Симона (ум. в 1226 г.), Печерского постриженика,
и Поликарпа, остававшегося в Пе-черском монастыре, содержится намек на эти
условия. Оба корреспондента опирались на «Старый ростовский летописец»,
составленный в середине XII в.
Судя по разным эпизодам, приводимым в Патерике,
именно Владимир Мономах был главным героем этого Летописца. Примечательно, например,
что он резко противопоставлен там младшему брату Ростиславу, а сама гибель князя
представлена как заслуженное (и предсказанное одним печерским подвижником)
наказание за надругательство над монахами. Резко отрицательно в этих эпизодах
представляют и Святополка (отмечается его корыстолюбие и «беззаконие»).
Владимир же появляется во всех эпизодах, связанных с подвигами печерских
монахов в конце XI — начале ХП в.
Ростов после бегства из Новгорода Ростислава Владимировича
перешел к Всеволоду и являлся одним из главных уделов Владимира Мономаха. Сюда
в 1107 г.
он отправил Юрия в сопровождении тысяцкого Георгия Шимоновича, отец которого варяг
Шимон также прославляется в печерском Патерике как один из главных его устроителей.
В середине XII в. Юрий боролся за киевский стол со своими племянниками.
Отсюда и стремление подчеркнуть особую близость Владимира к сыну Юрию, и одна
из причин игнорирования Старого ростовского летописца потомками других
Монома-ховичей. К тому же во второй половине XII в. на первый план выйдет
другое противостояние: Владимир, построенный в 1108 г., станет княжеским
столом, а Ростов останется главным церковным центром с претензиями на роль
хранителя истинно православных традиций.
|
|