Среда, 24.01.2018, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Владимир Мономах ч. 7

В 1117 г. Владимир перевел его в Киев в качестве фактического соправителя. Возможно, что это решение как-то связывалось с ухудшением здоровья. Вероятно также, 'что именно поэтому он составит поучение своим детям «на санех седя», т.е. перед отправлением в «пос­ледний путь» (умерших по старой еще языческой традиции к месту погребения отправляли либо в ладье, либо в санях).
История «Поучения» остается большой загадкой потому, что сохранилось оно в единственном списке — в Лаврентьевской летописи. Казалось бы, что такой документ должен был отразиться во всех сводах, составляющихся в городах, где правили потомки Мономаха.
А он уникален, и это обстоя­тельство предполагает какие-то исключительные условия бытования текста «Поучения» и письма к Олегу, соединенно­го с ним. Пока удовлетворительного объяснения этих усло­вий нет. Можно лишь предполагать, что текст был внесен в какую-то летопись, наиболее близкую Владимиру.
Лишь в Патерике Киево-Печерского монастыря, в основе которого лежат письма епископа Владимирского Симона (ум. в 1226 г.), Печерского постриженика, и Поликарпа, остававшегося в Пе-черском монастыре, содержится намек на эти условия. Оба корреспондента опирались на «Старый ростовский летопи­сец», составленный в середине XII в.
Судя по разным эпизо­дам, приводимым в Патерике, именно Владимир Мономах был главным героем этого Летописца. Примечательно, на­пример, что он резко противопоставлен там младшему брату Ростиславу, а сама гибель князя представлена как заслужен­ное (и предсказанное одним печерским подвижником) нака­зание за надругательство над монахами. Резко отрицательно в этих эпизодах представляют и Святополка (отмечается его корыстолюбие и «беззаконие»). Владимир же появляется во всех эпизодах, связанных с подвигами печерских монахов в конце XI — начале ХП в.
Ростов после бегства из Новгорода Ростислава Владими­ровича перешел к Всеволоду и являлся одним из главных уделов Владимира Мономаха. Сюда в 1107 г. он отправил Юрия в сопровождении тысяцкого Георгия Шимоновича, отец которого варяг Шимон также прославляется в печерском Патерике как один из главных его устроителей. В середи­не XII в. Юрий боролся за киевский стол со своими племянни­ками. Отсюда и стремление подчеркнуть особую близость Владимира к сыну Юрию, и одна из причин игнорирования Старого ростовского летописца потомками других Монома-ховичей. К тому же во второй половине XII в. на первый план выйдет другое противостояние: Владимир, построенный в 1108 г., станет княжеским столом, а Ростов останется глав­ным церковным центром с претензиями на роль хранителя истинно православных традиций.




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика