Среда, 24.01.2018, 08:41
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Князь Олег ч. 6

Мирный договор между Киевской Русью и Визан­тийской империей свидетельствует о главном: в X сто­летии на Руси существовало строгое законодательное право, которое отдельными статьями вносилось и в международные договоры.
Седьмая и восьмая статьи договора говорят о том, что русские купцы торговали невольниками, ими мог­ли быть военнопленные, купленные у соседних наро­дов рабы, собственные преступники, которые по за­кону Древней Руси лишались личной свободы.
Император Константин Багрянородный одарил Олеговых послов золотом, драгоценными (дорогими) одеждами и тканями, велел показать им красоту и богатство христианских храмов. В самом Киеве и на Руси имелось уже немало людей, отказавшихся от верований предков и ставших христианами. По всей видимости, и среди послов оказались христиане. По­сольство с честью было отпущено в Киев. Князь Олег мог быть доволен результатами дипломатической по­ездки ближних ему «мужей».
По возвращении из царьградского похода князь Олег почувствовал, что устал. Тридцать лет властво­вания над Русью не могли пройти бесследно. Летопи­си свидетельствуют, что сразу же после обогатившего его похода объединенного войска славянских племен Руси и варягов «великий князь Русский», как было написано в мирном договоре 911 года, исчезает не только из столицы Руси города Киева, но и вообще с русского горизонта.
Отечественные историки, в частности Н. М. Ка­рамзин, объясняют такое следующим образом. Тогда были иные времена, и правитель не всегда цеплялся костенеющей рукой за трон, на который зачастую вла­дыки восходили не по праву. Олег, по всей видимос­ти, прекрасно понимал, что нельзя жить вечно, нель­зя унести с собой в могилу то, что ты здесь привык считать своим.
Некогда племянник Рюрика отодвинул его сына в тень великокняжеской власти и тот не оспаривал у воспитателя свое законное право владеть Русской зем­лей. Он даже не стал вассальным Киеву новгородс­ким князем. Ныне же князь Олег отдавал уже зрело­му мужу князю Игорю великое и могучее государ­ство, вошедшее в мировую историю под названием Киевская Русь. Игорь Рюрикович был готов стать ве­ликим князем Киевским: он получил воспитание и как правитель, и как полководец.
Вне всяких сомнений, великий князь Русский Олег по собственной воле оставляет стольный град Киев и отдает Русь под управление Игоря, своего воспитан­ника. В летописных источниках не сохранилось дос­товерных сведений о том, где он скончался и где на­ходится его могила. Легенды указывают его могилы в самых разных местах.
По одним источникам, князь Олег из Киева уехал в Новгород, а оттуда в город-креп ость Ладогу на Вол­хове, где и умер. Другие говорят, что тело его погре­бено на горе Щековице и современники летописца Нестора звали это место Ольговой могилой.
Достоверно одно, что правивший Русью 32 года великий князь Олег умер в 913 году. С викингом Рю­риком он мог прибыть в Новгород только юношей и потому умер в глубокой старости. Так считает Н. М. Ка­рамзин. Более точных сведений о возрасте князя Оле­га история сохранить просто не смогла.
Вещий Олег ушел из жизни со славой искусного правителя, мудрого великого князя русского, велико­го полководца Древней Руси. Но кровь его соплемен­ников варягов Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Равно как и жестокость Олеговых дружинни­ков из числа варягов во время царьградского похода. Выходцы из Скандинавии не только на Руси слави­лись своей жестокостью, нередко откровенно бессмыс­ленной и дикой. Викинги, служившие киевским кня­зьям, исключения не составляли.
... Имя князя Олега еще при жизни было овеяно легендами. Об этом свидетельствуют многие лето­писи. Летописец свидетельствует о следствиях Олеговой кончины: «народ стенал и проливал слезы». «И плакали все люди плачем великим», хороня сво­его Вещего князя, который первый собрал Русскую землю в одно великое государство и громко просла­вил русское имя своими удачными походами и муд­рыми договорами. Именно такую оценку правлению князя Олега дает отечественный историк Александр Дмитриевич Нечволодов, который волей судьбы вы­рос из командира пехотного полка в крупного ис­следователя Древней Руси и стал автором известно­го труда «Сказания о Русской земле с древнейших времен до расцвета русского могущества при Яро­славе Мудром».
С именем князя Вещего Олега в отечественной древней истории связана красивая легенда, обыгран­ная поэтически даром Александра Сергеевича Пуш­кина. Летописец рассказывает, что волхвы и кудес­ники предсказали как-то князю Олегу, что он умрет от своего любимого коня, верного спутника в воен­ных походах. Поэтому князь, человек своего време­ни, суеверный, отправил коня на покой и больше никогда не садился на своего верного любимца. Кня­жеским повелением коню был дан хороший уход.
Через четыре года князь Олег вспомнил о пред­сказании волхвов и кудесников и поинтересовался судьбой любимого коня. Когда же он узнал о смерти коня, то изъявил желание увидеть его кости. Поста­вив ногу на конский череп, князь Олег, смеясь, ска­зал: «От этого ли лба я приму свою смерть?» Но в эту минуту он был смертельно укушен змеею, выполз­шей незаметно из конского черепа.
Этой народной легенде можно верить и не верить, равно как и пророчеству волхвов и кудесников. Но для истории это едва ли не единственная древнейшая версия смерти великого князя Русского Вещего Оле­га. Оспаривать эту версию просто сложно, поскольку древнерусские летописи умалчивают о последних днях жизни первого правителя Киевской Руси.



Знакомства без регистрации

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика