Понедельник, 23.04.2018, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Ярослав Мудрый ч. 9

Естественно, что полностью в юрисдикции митрополита находились «люди церковные». При этом в случаях, когда монахи и священнослужители допускают нарушение уста­новленных норм, наказание чаще всего определяет епископ по своему усмотрению и без права вмешательства в это дело светских служб и, вообще, мирян. Некоторые из статей представлены чуть ли не нарочито туманно. Скажем, «аще поп, или чернец, или черница упьется без времени, епископу в вине». Ни «время», ни степень опьянения не уточняются.
В ряде статей предусматривается своеобразный раздел судебных прав между митрополитом и князем. Князь обычно осуществляет наказание, когда дело касается его людей. Не­одинаково право относится к женщине и мужчине. При этом все связанное с женщинами — сфера митрополита, а с мужчи­нами — князя. Скажем, за нарушение верности женой нака­зывает митрополит, а мужем — князь.
Честь женщины — жены или дочери, оскорбительное слово в ее адрес, защища­ется таким же штрафом, как умыкание или изнасилование. Честь мужчины остается в сфере «Русской правды», где штра­фы намного скромнее. Мужчины подлежат митрополичьему суду лишь в том случае, если они подерутся «женски»: либо поцарапаются, либо покусаются. Вмешивается церковь и в том случае, если сын бьет отца или мать: суд осуществляет мирской судья, а отрок переходит в дом церковный.
На некоторых статьях сказывается влияние «учительной» литературы, осуждающей всякие контакты с иноверцами и отступниками. Статьи эти в известной мере противоречат и тексту Слова Илариона, и повседневной практике как самого великого князя, так и его окружения. Правда, до формального разрыва церквей западноевропейские государи не рассматри­вались как иноверцы. А круг их был весьма широк — это правители Германии, Франции, Польши, Норвегии и, видимо, иных земель. На Русь ехали и послы, и купцы из самых разных стран, а сын Ярослава Всеволод, как позднее напишет о нем в Поучении его сын Владимир Мономах, «дома седя» освоил пять языков. Овечидно, были и возможности и потребности. Вообще, в поучениях XI—ХП вв. мотив отчуждения от иновер­цев присутствует постоянно (в частности, у византийских митрополитов на Руси). Но эти требования встречали возра­жения в литературе и не выполнялись на практике.
Устав Ярослава, согласованный с Иларионом, ориентиро­ван на единое государство и выражал как бы стремление к созданию такого государства. Но практически это было неосуществимо, поскольку слишком сложен был состав этого государства и в этническом, и в географическом отношении, слишком разнообразны были традиции отдельных земель, соединенных Ярославом под своей «рукой».




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика