Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Ярослав Мудрый ч. 9Естественно, что полностью в юрисдикции митрополита
находились «люди церковные». При этом в случаях, когда монахи и
священнослужители допускают нарушение установленных норм, наказание чаще всего
определяет епископ по своему усмотрению и без права вмешательства в это дело
светских служб и, вообще, мирян. Некоторые из статей представлены чуть ли не
нарочито туманно. Скажем, «аще поп, или чернец, или черница упьется без
времени, епископу в вине». Ни «время», ни степень опьянения не уточняются.
В ряде статей предусматривается своеобразный раздел
судебных прав между митрополитом и князем. Князь обычно осуществляет наказание,
когда дело касается его людей. Неодинаково право относится к женщине и мужчине.
При этом все связанное с женщинами — сфера митрополита, а с мужчинами — князя.
Скажем, за нарушение верности женой наказывает митрополит, а мужем — князь.
Честь женщины — жены или дочери, оскорбительное слово
в ее адрес, защищается таким же штрафом, как умыкание или изнасилование. Честь
мужчины остается в сфере «Русской правды», где штрафы намного скромнее. Мужчины
подлежат митрополичьему суду лишь в том случае, если они подерутся «женски»:
либо поцарапаются, либо покусаются. Вмешивается церковь и в том случае, если
сын бьет отца или мать: суд осуществляет мирской судья, а отрок переходит в дом
церковный.
На некоторых статьях сказывается влияние «учительной»
литературы, осуждающей всякие контакты с иноверцами и отступниками. Статьи эти
в известной мере противоречат и тексту Слова Илариона, и повседневной практике
как самого великого князя, так и его окружения. Правда, до формального разрыва
церквей западноевропейские государи не рассматривались как иноверцы. А круг их
был весьма широк — это правители Германии, Франции, Польши, Норвегии и, видимо,
иных земель. На Русь ехали и послы, и купцы из самых разных стран, а сын Ярослава
Всеволод, как позднее напишет о нем в Поучении его сын Владимир Мономах, «дома
седя» освоил пять языков. Овечидно, были и возможности и потребности. Вообще, в
поучениях XI—ХП вв. мотив отчуждения от иноверцев присутствует постоянно (в
частности, у византийских митрополитов на Руси). Но эти требования встречали
возражения в литературе и не выполнялись на практике.
Устав Ярослава, согласованный с Иларионом, ориентирован
на единое государство и выражал как бы стремление к созданию такого
государства. Но практически это было неосуществимо, поскольку слишком сложен
был состав этого государства и в этническом, и в географическом отношении,
слишком разнообразны были традиции отдельных земель, соединенных Ярославом под
своей «рукой».
|
|