Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Ярослав Мудрый ч. 7Иларион предупреждает слушателей, что общеизвестные
вещи он излагать не будет: эт4?было бы «похожим на тщеславие» и потому в такой
аудитории неприлично. Так он, в частности, мотивирует отказ излагать
пророчества о Христе и апостольское учение о «жизни будущего века». В итоге же
происходит определенное смещение акцентов.
Иларион обращался прежде всего к «не враждующим с
Богом иноверным», т.е. к тем, кто признавал христианское учение, но излишне
склонялся к наставлениям «Ветхого завета». Иудаизм он критикует как бы
попутно, как бы предупреждая, куда может привести предпочтение «Закона» перед
«Благодатью». С помощью притчи об Агари и Сарре — рабыня и свободная — осуждается
сама социальная система, представленная «Законом», именно рабовладельческая,
иерархическая система, отрицающая равноправие целых народов, их права на
свободу.
У Илариона нет обычного для христианской литературы
обличения язычества. Напротив. Получается, что путь к истинному Богу «молодых»
языческих народов ближе, нежели у приверженцев «Закона». И совсем в духе акции 1044 г. прославляется
языческая Русь, начиная с Игоря Старого, а христианизация Руси оказывается
результатом непосредственного Божьего внушения сначала Владимиру, а затем и
Ярославу, которого Иларион, как и Владимира, называет «каганом», т.е.
подчеркивается их равновеликость с византийскими императорами.
В понимании роли «проведения», соотношения фатального
и «самовластия» души у Илариона можно заметить больше «западного», нежели византийского.
Но известный фатализм окрашен у него в оптимистические тона. Всесилие и
могущество Бога как бы гарантирует верующему, что и в нем самом, и в обществе
добро побеждает и победит зло. Именно этот взгляд соответствовал общему
оптимистическому настрою раннего русского христианства, причем само «добро»
требовало подтверждения лишь в «добрых делах». Самоотречения, чрезмерного
аскетизма от верующего не требовалось.
Да и общество, переживавшее подъем в самых разных жизненных
сферах, не приняло бы таких требований. Лишь с последних десятилетий XI в.,
когда обострились и внешние и внутренние проблемы, византийское влияние (именно
поэтому) заметно возросло. Но требование постоянного покаяния как предупреждения
и преодоления бед в домонгольский период останется одним из идеологических
направлений, которое не вызывало энтузиазма не только у мирян, но и во многих
монастырях.
Устав Владимира, как было сказано, представляет позднейшую
редакцию и связан с внутрицерковной и политической борьбой во
Владимире-Суздальской земле (именно противостояние Ростова и Владимира) в
третьей четверти ХП Bi Устав Ярослава в основе воспроизводит
текст середины XI в. хотя позднее его корректировали, приспосабливая к местным
условиям в ту или иную эпоху.
антимоскитные сетки киев ролеты тканевые в интернет магазине бамбуковые жалюзи украина |
|