Понедельник, 23.04.2018, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Ярослав Мудрый ч. 7

Иларион предупреждает слушателей, что общеизвестные вещи он излагать не будет: эт4?было бы «похожим на тщесла­вие» и потому в такой аудитории неприлично. Так он, в частности, мотивирует отказ излагать пророчества о Христе и апостольское учение о «жизни будущего века». В итоге же происходит определенное смещение акцентов.
Иларион об­ращался прежде всего к «не враждующим с Богом иновер­ным», т.е. к тем, кто признавал христианское учение, но излишне склонялся к наставлениям «Ветхого завета». Иуда­изм он критикует как бы попутно, как бы предупреждая, куда может привести предпочтение «Закона» перед «Благо­датью». С помощью притчи об Агари и Сарре — рабыня и свободная — осуждается сама социальная система, представ­ленная «Законом», именно рабовладельческая, иерархиче­ская система, отрицающая равноправие целых народов, их права на свободу.
У Илариона нет обычного для христианской литературы обличения язычества. Напротив. Получается, что путь к ис­тинному Богу «молодых» языческих народов ближе, нежели у приверженцев «Закона». И совсем в духе акции 1044 г. прославляется языческая Русь, начиная с Игоря Старого, а христианизация Руси оказывается результатом непосред­ственного Божьего внушения сначала Владимиру, а затем и Ярославу, которого Иларион, как и Владимира, называет «ка­ганом», т.е. подчеркивается их равновеликость с византий­скими императорами.
В понимании роли «проведения», соотношения фатально­го и «самовластия» души у Илариона можно заметить боль­ше «западного», нежели византийского. Но известный фата­лизм окрашен у него в оптимистические тона. Всесилие и могущество Бога как бы гарантирует верующему, что и в нем самом, и в обществе добро побеждает и победит зло. Именно этот взгляд соответствовал общему оптимистическому настрою раннего русского христианства, причем само «добро» требовало подтверждения лишь в «добрых делах». Самоотре­чения, чрезмерного аскетизма от верующего не требовалось.
Да и общество, переживавшее подъем в самых разных жиз­ненных сферах, не приняло бы таких требований. Лишь с последних десятилетий XI в., когда обострились и внешние и внутренние проблемы, византийское влияние (именно поэто­му) заметно возросло. Но требование постоянного покаяния как предупреждения и преодоления бед в домонгольский период останется одним из идеологических направлений, ко­торое не вызывало энтузиазма не только у мирян, но и во многих монастырях.
Устав Владимира, как было сказано, представляет поз­днейшую редакцию и связан с внутрицерковной и политичес­кой борьбой во Владимире-Суздальской земле (именно про­тивостояние Ростова и Владимира) в третьей четверти ХП Bi Устав Ярослава в основе воспроизводит текст середины XI в. хотя позднее его корректировали, приспосабливая к местным условиям в ту или иную эпоху.



антимоскитные сетки киев ролеты тканевые в интернет магазине бамбуковые жалюзи украина


Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика