Воскресенье, 18.02.2018, 00:15
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Ярослав Мудрый ч. 4

В позднейших списках, а также в литературе с именем Ярослава связывают основную часть свода узаконений, из­вестного под названием «Русской правды», причем часто на этом основании делаются выводы о характере социально-экономических отношений на Руси в целом. На самом деле в 1016 г. «Правда», данная новгородцам, регулировала лишь отношения между горожанами и наемниками (варягами и колбягами). Это довольно узкий социальный слой завсегда­таев княжеских пиров, о чем свидетельствует набор «ору­дий», используемых в конфликтах и драках наряду с непо­средственным оружием (батоги, жерди) и прямо застольных («чаши» и «рога»).
Согласно «Правде», данной новгородцам (первые 17 ста­тей «Русской правды» краткой редакции), «честь» свободного горожанина охраняется более высокими штрафами, нежели имущество. Так, за кражу коня взимается штраф всего в три гривны (стоимость боевого коня), тогда как повреждение уса или бороды наказывается вчетверо большим штрафом. По­мимо полноправных горожан здесь упоминаются еще рабы-челядины, которых, видимо, варяги и колбяги сманивали у новгородцев (специальная статья обязывает наемников в те­чение трех дней вернуть беглого его владельцу). «Смерды» в этих статьях даже и не упоминаются, хотя они привлекались к походу на Киев и получили в итоге вознаграждение (по одной гривне за весь многомесячный поход).
Есть основания считать, что более обширный и разносто­ронний «Устав» Ярослав обнародовал после окончательного утверждения в Киеве. А окончательное утверждение отно­сится уже ко времени после кончины Мстислава Чернигово-Тмутараканского (1036 г.), который, хотя и уступил добро­вольно Ярославу Киев, оставался более могущественным и явно пользовался расположением не только черниговцев, но и киевлян.
Наличие такого документа подтверждается и ссыл­ками на него, скажем, в «Правде Ярославичей», и «Уставом» Ярослава, данным Илариону, избранному в 1051 г. митропо­литом Руси. В этом Уставе постоянно просматривается разгра­ничение судебных функций церковной и княжеской админи­страции, причем контекст их таков, что функции светской власти давно определены и опираются на четко зафиксиро­ванные нормы. Предусматривается, в частности, что исполне­ние наказаний остается за светской администрацией.
Установленные Ярославом нормы, несомненно, отрази­лись и в «Просторной правде», возникновение которой обыч­но датируют XII в. Надо только иметь в виду, что вплоть до конца XV в., когда появляется первый Судебник единого государства, правовые нормы одних земель и городов были для других лишь примерными ориентирами. Поэтому доста­точно широко распространенные списки «Русской правды» находятся в сборниках юридического содержания, где пред­ставлены и другие возможные нормы, которыми при жела­нии могли руководствоваться судьи и исполнители.




Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz


Яндекс.Метрика