Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Ярослав Мудрый ч. 4В позднейших списках, а также в литературе с именем
Ярослава связывают основную часть свода узаконений, известного под названием
«Русской правды», причем часто на этом основании делаются выводы о характере
социально-экономических отношений на Руси в целом. На самом деле в 1016 г. «Правда», данная
новгородцам, регулировала лишь отношения между горожанами и наемниками
(варягами и колбягами). Это довольно узкий социальный слой завсегдатаев
княжеских пиров, о чем свидетельствует набор «орудий», используемых в
конфликтах и драках наряду с непосредственным оружием (батоги, жерди) и прямо
застольных («чаши» и «рога»).
Согласно «Правде», данной новгородцам (первые 17 статей
«Русской правды» краткой редакции), «честь» свободного горожанина охраняется
более высокими штрафами, нежели имущество. Так, за кражу коня взимается штраф
всего в три гривны (стоимость боевого коня), тогда как повреждение уса или
бороды наказывается вчетверо большим штрафом. Помимо полноправных горожан
здесь упоминаются еще рабы-челядины, которых, видимо, варяги и колбяги
сманивали у новгородцев (специальная статья обязывает наемников в течение трех
дней вернуть беглого его владельцу). «Смерды» в этих статьях даже и не
упоминаются, хотя они привлекались к походу на Киев и получили в итоге
вознаграждение (по одной гривне за весь многомесячный поход).
Есть основания считать, что более обширный и разносторонний
«Устав» Ярослав обнародовал после окончательного утверждения в Киеве. А окончательное
утверждение относится уже ко времени после кончины Мстислава
Чернигово-Тмутараканского (1036
г.), который, хотя и уступил добровольно Ярославу Киев,
оставался более могущественным и явно пользовался расположением не только
черниговцев, но и киевлян.
Наличие такого документа подтверждается и ссылками на
него, скажем, в «Правде Ярославичей», и «Уставом» Ярослава, данным Илариону,
избранному в 1051 г.
митрополитом Руси. В этом Уставе постоянно просматривается разграничение
судебных функций церковной и княжеской администрации, причем контекст их
таков, что функции светской власти давно определены и опираются на четко
зафиксированные нормы. Предусматривается, в частности, что исполнение
наказаний остается за светской администрацией.
Установленные Ярославом нормы, несомненно, отразились
и в «Просторной правде», возникновение которой обычно датируют XII в. Надо
только иметь в виду, что вплоть до конца XV в., когда появляется первый
Судебник единого государства, правовые нормы одних земель и городов были для
других лишь примерными ориентирами. Поэтому достаточно широко распространенные
списки «Русской правды» находятся в сборниках юридического содержания, где представлены
и другие возможные нормы, которыми при желании могли руководствоваться судьи и
исполнители.
|
|