Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Феодосий Печерский ч. 3Обычай выкапывать пещеры и поселяться в них, в видах
спасения, возник в Египте и существовал на всем Востоке. Вместе с религиозными
преданиями зашли к нам и повествования об угодивших Богу пещерниках: явились
подражатели. Первый, начавший копать пещеру близ Киева, был Иларион, священник
в селе Берестове, получивший потом сан митрополита. В покинутой им пещере
поселился молодой Антоний, родом из Любеча, который ходил на Афонскую гору и
получил там монашеское пострижение. По возвращении в отечество он не был
доволен жизнью в монастырях, построенных в Киеве, поселился в пещере, изнурял
себя воздержанием, вкушал только хлеб и воду, и то через день.
Скоро, однако, слава его разнеслась по Киеву, и
благочестивые люди приносили ему потребное для жизни. Пример его подействовал
на какого-то священника по имени Никона: он пристал к Антонию и стал жить с ним
в пещере. За ним явился к нему третий сподвижник; это был Феодосий.
Нам осталось житие этого Святого. Оно, несомненно,
старое, так как известно по рукописям XII века, и, как значится в нем, написано
Нестором, печерским летописцем. По этому житию Феодосий был уроженец города
Василева (ныне Васильков), в детстве с родителями переселившийся в Курск. Он лишился
отца в тринадцатилетнем возрасте и остался под властью матери, женщины сурового
нрава и упрямой.
С детства заметна была в нем молчаливость и
задумчивость; он удалялся от детских игр; религия стала привлекать к себе эту
сосредоточенную натуру: благочестивое чувство рано пробудилось в нем и овладело
всем его бытием. Первое, чем выразилось оно, было стремление к простоте; ему
противны казались внешние отличия, которые давало ему перед низшими его
общественное положение; он не терпел блестящих одежд, надевал на себя такое же
платье, какое было на рабах, и вместе с ними ходил на работу. Мать сердилась на
это и даже била своего сына.
Какие-то странствующие богомольцы пленили его
рассказами об Иерусалиме, о местах, где жил, учил и страдал Спаситель, и
Феодосий тайно ушел с ними. Но мать догнала его, прибила, заковала и держала в
оковах до тех пор, пока он не дал ей обещания не убегать из дому. Оставшись на
свободе, Феодосий начал печь просфоры. И за это мать сердилась на него, так как
считала такое занятие неприличным его роду. Материнский деспотизм вывел другой
раз из терпения отрока: он убежал от нее в какой-то город, пристал к
священнику; но мать опять нашла его и опять подвергла побоям.
Такое недовольство матери благочестием сына
объясняется тем еще языческим состоянием, в каком были тогда русские люди, так
как христианство проникло к ним недавно; в Курске, городе глухом, не
первоклассном, не было ни одного монастыря; жители, хотя крещеные, не
ознакомились еще с монастырским бытом; приемы монашества для них казались странными
и дикими.
|
|