Меню сайта
Поиск
Статистика
|
Андрей Боголюбский ч. 10Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое
вековое старейшинство. Некогда город богатый, заслуживавший от посещавших его
иностранцев название второго Константинополя, он уже и прежде постоянно утрачивал
свой блеск от междоусобий, а теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного
числа жителей, перебитых или отведенных в неволю, поруган и посрамлен от других
русских земель, которые как будто мстили ему за прежнее господство над ними.
Андрей посадил в нем своего покорного брата Глеба, с намерением и наперед
сажать там такого князя, какого ему будет угодно дать Киеву.
Разделавшись с Киевом, Андрей последовательно хотел
разделаться и с Новгородом. Те же князья, которые ходили с ним на Киев, с теми
же ратями, которые уничтожили древнюю столицу русской земли, пошли на север с
тем, чтобы приготовить ту же судьбу и Новгороду, какая постигла Киев. «Не будем
говорить, рассуждает суздальский летописец, преданный Андрею и его политике, —
что новгородцы правы, что они издавна от прародителей князей наших свободны; а
если б и так было, то разве прежние князья велели им преступать крестное
целование и ругаться над внуками и правнуками их?»
Уже в трех церквах новгородских на трех иконах плакала
Пресв. Богородица: она предвидела беду, собиравшуюся над Новгородом и его
землею; она молила Сына своего не предавать новгородцев погибели, как Содом и
Гоммору, но помиловать их, как ниневитян. Зимою 1170 года явилась грозная рать
под Новгородом — суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане.
В течение трех дней они устраивали острог около
Новгорода, а на четвертый начали приступ. Новгородцы бились храбро, но потом
стали ослабевать. Враги Новгорода, надеясь на победу, заранее в предположениях
делили между собою по жребию новгородские улицы, жен и детей новгородских
подобно тому, как это сделали с киевлянами; но в ночь со вторника на среду
второй недели поста — как гласит предание — новгородский архиепископ Иоанн
молился перед образом Спаса и услышал глас от иконы: «Иди на Ильину улицу в церковь
Спаса, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на забрало (платформу)
стены, и она спасет Новгород».
На другой день Иоанн с новгородцами вознес икону на
стену у Загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Туча стрел
посыпалась на него; икона обратилась назад; из глаз ее потекли слезы и упали на
фелонь епископа. На суздальцев нашло одурение: они пришли в беспорядок и стали
стрелять друг в друга. Так гласит предание. Князь Роман Мстиславич к вечеру 25
февраля с новгородцами победил суздальцев и их союзников.
Современный летописец, рассказывая об этом событии,
ничего не говорит об иконе, но приписывает победу «силе честного креста,
заступлению Богородицы и молитвам владыки». Враги бежали. Новгородцы наловили
так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 нагаты).
Легенда об избавлении Новгорода имела важное значение на будущие времена,
поддерживая нравственную силу Новгорода к борьбе его с суздальскими князьями.
|
|